Антиблокировочная тормозная система (АБС)

11.11.2015

Добрый день, сегодня расскажем про очень важную систему современных автомобилей Антиблокировочная тормозная система (АБС). Процесс торможения должен быть плавным, в противном случае автомобиль может пойти юзом, и водитель потеряет контроль над его управлением. Причиной тому — скольжение заблокированных колес по дороге. Чаще всего возникает такая ситуация при резком торможении на мокрой или обледенелой поверхности.

Антиблокировочная тормозная система (АБС) Антиблокировочная тормозная система Антиблокировочная тормозная система (АБС) antiblokirovochnaya tormoznaya sistema 1

Антиблокировочная тормозная система (АБС)

Как известно, эффективное торможение заключается в гашении скорости толчками, при которых педаль тормоза быстро нажимается и отпускается, но зачастую в момент опасности водитель об этом правиле забывает напрочь и “бьет” по тормозам со всей силы. Колеса моментально блокируются, снижается их сцепление с дорогой, начинается скольжение и автомобиль становится неконтролируемым.

Примерно 10% аварий приходятся как раз на этот случай. Чтобы предотвратить блокировку колес при экстренном торможении, была изобретена Антиблокировочная тормозная система ABS. Данное изобретение позволило спасти ни одну сотню тысяч человеческих жизней, предотвратив самые страшные аварии.

Антиблокировочная тормозная система состоит из ряда устройств, работающих в комплексе. Они передают колесам импульсы давления тормозной жидкости в самом оптимальном режиме. Это датчики на колесах, модуляторы или управляющие клапаны, а также электронный блок управления.

Датчики скорости

Эти устройства устанавливаются на ступицах колес. Происходит это следующим образом: зубчатый венец закрепляется на ступице, над торцом венца неподвижно зафиксирован датчик, состоящий из магнитного сердечника, что находится внутри катушки. Вращение колеса передает импульсы зубчатому венцу, а в его катушке индуцируется электрический ток, параметры которого отражают угловую скорость вращения колеса.

Блок управления

Вся информация с датчиков скорости поступает  и обрабатывается в электронном блоке управления ЭБУ. В его задачу входит “отслеживание” тех моментов, когда может произойти блокировка колес. Как известно, это происходит при избыточном давлении тормозной жидкости в магистрали, что подводит ее к колесу. Как только электронный блок управления “заметит” это, то  произойдет снижение давления.

Читайте также:  Как работает вариатор, принцип работы, недостатки, ремонт

Модуляторы или управляющие клапаны

Именно эти устройства регулируют давление в тормозной системе. Обычно команды от ЭБУ исполняют два электромагнитных клапана. При закрытии первого клапана происходит перекрывание доступа тормозной жидкости в магистраль. При открытии второго клапана тормозная жидкость беспрепятственно идет в резервуар гидроаккумулятора. Таким образом происходит регулирование давления в тормозной системе.

Антиблокировочная тормозная система Антиблокировочная тормозная система Антиблокировочная тормозная система (АБС) antiblokirovochnaya tormoznaya sistema 2

Антиблокировочная тормозная система

Антиблокировочная тормозная система различается по количеству каналов. Существует:

— одноканальная Антиблокировочная тормозная система ABS, в которой тормозное усилие ограничивается во всей системе;
— двуканальная Антиблокировочная тормозная система ABS, когда тормозное усилие будет ограничиваться только по правым или левым колесам;
— многоканальная Антиблокировочная тормозная система ABS с ограничением тормозного усилия на каждом из четырех колес.

Последняя Антиблокировочная тормозная система является самой дорогой и эффективной.  Количество датчиков скорости, каналов и клапанов в такой системе равно количеству колес.

Автомобиль с ABS даже при экстренном торможении не уйдет с заданного курса, поможет объехать препятствие и избежать опасного заноса. Работе данной системы характерны импульсивные толчки на педали тормоза и своеобразный звук, исходящий из блока модуляторов. Важно знать, что торможение на автомобиле с антиблокировочной системой должно быть однократным и непрерывистым. Следует с усилием нажать на педаль тормоза и удерживать ее, пока ABS сама создаст наименьший тормозной путь.

Антиблокировочная тормозная система дает возможность одновременно тормозить и маневрировать, а при входе и выходе из поворота тормозить эффективно и безопасно. Стоит отметить, что при срабатывании ABS происходит небольшое увеличение тормозного пути.

На сегодняшний день ABS становится многокомплексной, состоящей из разнообразных систем активной безопасности. Ее удешевление и постоянное усовершенствование в ближайшее время приведет к тому, что ABS станет неотъемлемой системой всех легковых автомобилей.

Читайте также:  Правильная буксировка автомобиля с АКПП